Сравнительный анализ громовержцев - Зевса и и Индры

Зевс- самый могущественный бог в греческой мифологии, Индра – в Ведах.

Изучая греческие мифы и Веды, можно найти поразительные сходства в рождении, внешности, любовных похождениях и приключениях этих богов. Их доблесть и отвагу мы видим не только в физических, но и высших, духовных деяниях.

Их обоих ассоциируют с дождем, громом и молнией. Как Зевс так и Индра – Создатели и Покровители, обладающие сверхъестественными силами.

Сходства между Зевсом и Индрой указывают на общие наследственные и культурные связи не только между ними, но и между Грецией и Индией. Эти соответствия, конечно, интересны, но поиск источника представляется трудным. В поиске мы можем положиться на доступные тексты, язык, археологию и ритуалы. Выводы данного исследования основаны на текстах и мифах об Индре и Зевсе. Основным источником греческих мифов является Гомер («Илиада» датирована 800 г. до н.э., «Одиссей» - предположительно позднее), а также поэма Гесиода – «Теогония» (8 в. до н.э.) – они являются древнейшими попытками в классификации мифов. Что касается Индры – ссылки и упоминания были взяты из текстов Веды и Махабхараты.

Макс Мюллер: «Сильнее всего мы можем прочувствовать разницу между древними поэмами Индии и древнегреческой литературой, сравнивая расвивающиеся мифы Вед с жалкими мифами, составляющими основу поэзии Гомера. Веды являются истинной Теогонией арийских рас, в то время как произведение Гесиода кажется искаженной карикатурой реального образа.» Тот факт, что основные боги имеют очень много сходств подтверждает теорию о том, что ранние арийские гимны стали основой для некоторых греческих, кельтских и персидских мифов.

Dyaus Pita (Отец-Небо) ведических гимнов соответсвует Zeus Pater (Отец-Зевс) в греческих. Фонетически Dyaus Pita то же самое, что и греческий Zeus. В Ведах Dyaus уступил место Индре, а греческий Зевс заменил настоящего Zeus’а. Но даже если фонетически ‘Zeus’ ближе к ‘Dyaus’, то по другим характеристикам он напоминает Индру. И Зевс и Индра - оба они боги богов и людей. Оба персонифицированы. Несмотря на свое бессмертие они во многом напоминают людей. Крупный Индра с красивым подбородком, темно-рыжими волосами, бородой и усами. Греческие скульптуры также изображают Зевса с волосами, бородой и усами.

Также как и обычные люди они любят, ревнуют и злятся. Но за их благородные и отважные поступки, которые они совершали спасая других, их стали почитать как богов. Мифологию Индры можно проследить в Ригведе. Он обезглавливает Дадхьянка, который показывает оружие Тваштры Ашвинам, затем из костей Дадхьянка делает себе оружие , обезглавливает Тришира (трехглавого демона), испепеляет молнией Вритра, убивает Ахи (змея) и освобождает воду . Зевсу тоже пришлось убить гигантов, появившихся из крови искалеченного Урана. У этих монстров вместо ног были змеи. Тифон – чудовище из греческих мифов с тремя человеческими телами, переходящими в тройное туловище дракона. После долгой и трудной борьбы с ним, Зевс, в конце концов, поражает его ударом молнии . Кроме могущества и бесстрашия, Зевс и Индра были всесильны тем, что знали всё. Монархи среди богов, хозяева всего земного, эти двое обладали огромной, неодолимой силой. Основным их оружием считается удар молнии. Они обладали умением принимать различные формы . В Махабхарате и Ригведе можно найти упоминания о том, как Индра принимал облик орла , птицы , барана и шакала . Однажды он сжался до микроскопических размеров и спрятался под лотосом. В греческой мифологии Зевс оборачивается лебедем (чтобы соблазнить Леду), золотым дождем (…Данаю), белым быком (…Европу), маленькой кукушкой (чтобы спрятаться в складках одежды своей сестры/жены Геры во время бури). Резиденция Зевса находится в эфире – верхней части атмосферы, на вершинах гор. Индра же пребывал между небом и землей в Омоработи – небесном городе.

Индра, подобно орлу, победил водные потоки; птицей Зевса считается орел. Ещё в качестве примера можно привести Sarma и Panis’a из ведических текстов – посланников Индры и сравнить их с Гермесом, посланником Зевса. У Sarma и Hermes’а созвучны имена и схожи функции. Далее, Индра очень любил напиток ‘soma’, Зевс же наслаждался нектаром, пребывая на Олимпе в Фессалии.

У Зевса и Индры было по 2 брата - Агни и Пушан (Индры), Аид и Посейдон (Зевса). В различных легендах и формах поклонения их стали ассоциировать с другими богами: Индру – с Агни, Варуном, Вайю, Сома, Брихаспати, Вишну, Пушана, Марутом и Насатья; Зевса – с Посейдоном, Гефестом, Гермесом, Аресом, Аполлоном и многими другими,в том числе и с богинями – Герой, Афиной, Артемидой, Гестией, Афродитой и Деметрой. Примечательно, что Индру «заменяли» только мужскими божествами, а Зевса также и женскими. Это указывает на то, что в Греции какое-то время существовал матриархат. Другое важное замечание касается человеческих инстинктов и человеческой же натуры – они одинаковы везде. Именно поэтому политеизм встречается гораздо чаще монотеизма. Позднее они приняли разные формы в зависимости от воображения жрецов.

Греческая мифология и Веды указывают на сходства между Зевсом и Индрой в их рождении, любовных похождениях и приключениях. Зевс сверг с трона своего отца Хроноса и династию Титанов. Индра тоже убил своего отца Твашта . Обе матери (Адити – Индры, Рея - Зевса) помогали сыновьям в борьбе с отцами. У Зевса и у Индры было множество любовных связей как со смертными женщинами, так и с богинями. Они часто поддавались чарам смертных красавиц и соблазняли их, приняв облик их мужей. Зевс соблазнил верную Алькмену, обернувшись её царственным мужем Амфитрионом. Индра соблазнил Ахалью , приняв облик её мужа, брахмана-аскета Гаутама. У Зевса были связи с греческими богинями – Метидой, Фемидой, Мнемозиной и Деметрой и простыми смертными – Алькменой, Семелой, Ио, Европой, Данаей, Ледой , Латоной и Ганимедом.

Женщины, упоминаемые в Ведах рядом с Индрой – Апала , Тилоттама и др. У Зевса и Индры было множество жен. Жена Зевса Гера часто пыталась наказать его и его любовниц за их измены. Женами Индры были – Индрани (другое имя Шачи (Shachi) ), Сена, Прасаха и Вилистега (но Индрани была основной).

Попадая в различные переделки, Зевс и Индра, совершали множество подвигов. Индру часто называли Сыном Бесстрашия (Sahasah-sunuh) . Кроме убийства Вритры, Индре приписывают уничтожение многих младших демонов . Зевс же побеждал таких демонов как Антей, Титий и Тифон.

Зевс предотвращал опасности (Alexikakos), так же как и Индра ; Зевс и Индра покровительствовали слабым, нищим, беглым и ,в общем, всем нуждающимся (Milichios) . Заботы Зевса распространялись и на семью - бог очага (Ephestios), брака (Gamelios), дружбы (Philios) и собраний людей.

Наконец, он был богом всей Греции. Все эти характеристики подходят и Индре .

В Махабхарате содержится около 135 историй (akhyans, upakhyans ) об Индре, тогда как Ригведа повествует больше о его физической и духовной красоте. На самом деле, ни один из ригведовских гимнов не сможет пересказать истории Махабхараты. Стиль Ригведы – загадочные полунамеки, Махабхарата же четко рассказывает о нем – о его рождении, могуществе, мужестве, щедрости, замыслах, завоеваниях, победах; о его страсти, добрых делах и ошибках. Иногда он прощает виновных, иногда прощают его. Иногда он проклинает, иногда кто-то проклинает его. Пройдя путь от Ригведы до Махабхараты некоторые из этих рассказов претерпели изменения и были дополнены. Как сказал В.С. Наравейн (V.S. Naravane) «развитие греческих мифов заняло сравнительно небольшой период - 4-5 веков. В работах Гомера и Гесиода, живших предположительно в 8 веке до н.э., мы наблюдаем вполне сложившийся пантеон греческих богов… мифы не претерпевают существенных изменений. В Индии же боги изменялись с каждым веком. Это можно легко заметить, сравнив Веды с Пуранами….. В Индии настоящее не замещает прошлого, да и будущее не заменит настоящего. Как однажды сказал Пандит Неру «Индия не откажется от телег с волами с появлением реактивных Боингов». В мифологии, также как и в других областях, все прошлое собрано, оценено и перенесено в будущее.»

Итак, сравнивая Зевса и Индру, можно сказать, что Зевсу ближе Индра Махабхараты, чем ригведовский Индра.

Рассмотрим историю о царе Джаяти (Yayati akhyan) из Махабхараты – о том, как он проклял своих четырех сыновей (Джаду, Турвасу, Анну и Друхью) за то, что они не отдали ему свою молодость, а пятому сыну - Пуру досталось королевство в обмен на просьбу отца. Эти имена можно встретить и в Ригведе . То, что они упоминаются в Ригведе и проклятие в Махабхарате некоторым образом подтверждают идею о том, что были люди, отправившиеся из Индии в Грецию для каких-то ритуальных или деловых целей и принесшие с собой некоторые мифы. Скорее всего, выбранный ими маршрут проходил через современный Афганистан, Иран, Турцию . Некоторые ученые видят влияние Ригведы на этот регион. Заметно влияние гимнов Ригведы на Гаты Заратуштры. Надписи на камнях, найденных около Богаз-кой (деревня а востоке Турции), указывают на имя Ин-да-ра и 2 других ведических имени (Rajesh Kochhar, The Vedic People, стр.13). Из Индии в Грецию ведет морской путь – в Махабарате царь Джаяти проклинает своего третьего сына, Друхью, и повелевает ему жить в таком месте, куда можно добраться только на корабле – туда не смогут добраться ни колесницы, ни лошади, ни слоны, ни ослы, ни козлы, ни быки, ни паланкины . И том месте он или его преемники не будут королями, а звать их будут – Бхойя (Bhoja) . Старшего сына, Джаду, и его детей он лишил прав на наследование царства . Второму – Турвасу - предсказал, что он будет царем нечистой расы, питающейся сырым мясом (chandala). Ему придется жить среди ‘mlechchas’, животным подобных, которые женятся на женах их учителей. Стоит заметить, что слова Турвасу, Туркменистан и Турция похожи по звучанию, а данное описание носит сходство с людьми, населяющими эти районы. Четвертый сын, Ану, было предсказано оставаться старым и быть не в состоянии провести ритуал «Агнихотра» . Так, Махабхарата четко указывает, что Джадавас (Yadavas) произошли от Джадуса (Yadus), Джаванас (Yavanas ) от Турвасу ( Turvasy), Бхойя ( Bhojas ) от Друхью (Druhyu), а Млечас (Mlechchas) от Ану (Anu) . Пятый сын отдал свою молодость отцу, взамен унаследовал трон и правил много лет – царь Бхарата, давший Индии свое имя, был его потомком.

Эти факты указывают не только на то, что предков индийцев и греков объединяла общая прото-индо-европейская языковая группа, разделившаяся впоследствии на два разных направления, но и то, что в более поздние времена также имело место общение жителей этих двух регионов. Можно даже сказать, что в прошлом Индия и Греция имели намного больше общего в историческим, лингвистическом и культурных планах, чем в настоящее время.

Asha Lata Pandy, DPS
Перевод Илри

Rambler's Top100
   ГЛАВНАЯ
   НОВОСТИ
   КАЛЕЙДОСКОП
   МИФОЛОГИЯ
   АСТРОЛОГИЯ
   НУМЕРОЛОГИЯ
   МАНТИКА
   МАГИЯ
   ТВОРЧЕСТВО
   ЗМЕЕДЕЛ
   ФОРУМ
   СВЯЗЬ
   ЛИНКИ
   БАННЕРЫ
 
 
Hosted by uCoz